Как церковь относится к эко и репродуктивным процедурам (видео)

Как церковь относится к процедуре ЭКО

Автор статьи

Желание иметь ребенка у женщины является самым глубинным и естественным. При невозможности забеременеть она может воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями, но здесь ее ждут подводные камни: общественное и церковное мнение. Рассмотрим подробно, как церковь относится к эко?

ЭКО и церковь

Мировые центры по контролю и профилактике заболеваний сообщают, что по предварительным оценкам около 6,7 миллиона женщин детородного возраста не могут иметь детей. В процентном соотношении бесплодные пары занимают 10-16% от всех семейных пар.
папа римский и патриарх
Для того чтобы преодолеть боль и отчаяние людей по поводу бесплодия, наука и медицина стали тесно сотрудничать. Результатом их плодотворной работы стало изобретение вспомогательных репродуктивных технологий, включающие в себя разделы ЭКО, ИКСИ, ИИ, донорские программы и суррогатное материнство.
Наиболее распространенным и эффективным способом лечения бесплодия является экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), разработанное в 1978 году в Великобритании.
Методика экстракорпорального оплодотворения достаточно проста: необходимо взять яйцеклетки женщины и сперму мужчины, оплодотворить их вне тела, а затем имплантировать их обратно в матку женщины, чтобы достичь беременности. Основные сложности касаются подбора гормональной поддержки, здоровья женщины, сложности пунктирования яичника, то есть это просто проблемы лечения. Поэтому громом среди ясного неба грянуло известие о том, что, оказывается, не все религиозные конфессии поддерживают желание женщины стать счастливой матерью. И если некоторым все равно на отношение церкви к эко, то для религиозных людей это стало серьезной проблемой.

Католицизм и эко

Католическое учение запрещает искусственное оплодотворение, утверждая, что ребенок должен быть зачат только естественным путем супругами. Церковные учения позволяют использовать только один тип репродуктивной помощи—искусственная инсеминация спермой мужа. Остальные способы (ЭКО, ИКСИ, суррогатное материнство) хоть и разные, но имеют много проблем, которые ставят под сомнение их моральную обоснованность.
Папа Павел VI сказал, что существует “неразрывная связь, завещанная Богом, и она не может быть нарушена человеком по своей собственной инициативе”. Папа Бенедикт XVI, выступая перед членами Папской академии в начале года в защиту жизни, рассмотрел вопрос о супружеских парах, страдающих от бесплодия. По его словам: “Церковь уделяет большое внимание к страданиям пар с бесплодием, она заботится о них и именно из-за этого поощряет медицинские исследования. Но остерегайтесь приманки технологии искусственного оплодотворения, которая не допускается католическим учением. Там, где наука до сих пор не нашла ответа, ждите ответа от Христа “.
ЭКО, по мнению католичества, производит ребенка как товар в лаборатории. Сперму для процесса получают, как правило, путем мастурбации, а католичество считает этот процесс аморальным. Если при ЭКО используется донорский материал (сперма, яйцеклетки), то порицанию подвержен и донор, и семейная пара.
Так почему церковь против эко? В первую очередь потому что этот процесс противоречит Библии, ведь ребенок там рассматривается как дар от Бога, поэтому родители не могут, если не получили этот дар, приобрести его в обход Божьему замыслу.
Во-вторых, большинство полученных эмбрионов подвергаются криозаморозке для последующей имплантации, используются для исследований или уничтожаются, а Церковь должна уважать новые человеческие жизни.
К сожалению, большинство католиков не знают учения Церкви и не подозревают, что ЭКО является аморальным, поэтому многие используют этот метод лечения бесплодия. Если пара не знает, что процедура является аморальной, то она не является субъективно виновной в грехе. Православие полностью запрещает все виды вспомогательных репродуктивных технологий, но, в случае рождения таким способом малыша, он считается ребенком от бога и не обвиняется в грехе родителей, поэтому может пройти обряд крещения.

Православная церковь и ее отношение к искусственному оплодотворению

монастырьПравославная церковь более лояльна к искусственным процедурам. Согласно «Основам социальной концепции Православной Церкви», издаваемой Московским Патриархатом, церковь согласна с тем, что материнство является самым сильным инстинктом для женщины и, конечно, бесплодные женщины относятся к числу несчастных людей. Она также признает, что успех экстракорпорального оплодотворения принес счастье тысячам супружеских пар и приводит примеры из Ветхого Завета.
В молитвах Православная Церковь выражает надежду на то, что рождение ребенка, как желанного плода законного брака, не является единственной целью родителей. Не стоит забывать и о непреходящей взаимной любви, целомудрии и «гармонии души и тела». Поэтому Церковь не может считать полностью нравственно оправданными пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни. Если муж или жена бесплодны, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, они должны смиренно принять бездетность, как особое призвание в жизни. В этих случаях следует рассмотреть вопрос о принятии ребенка по взаимному согласию супругов с детского дома. Но если супруги смиренно ждали и просили помощи у Бога, а после воспользовались помощью медиков, то осуждать церковь их не станет.
К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений. Под запретом находится суррогатное материнство, криоконсервация и донорские программы. Криоконсервации под запретом, так как эмбрион с момента образования имеет душу, а большее их количество после заморозки-разморозки погибает. Донорские программы и суррогатное материнство запрещены, потому что использование третьей стороны разрушает брак супругов.
Перед тем, как пойти на ЭКО многие пары предпочитают исповедоваться и во время процедуры заказывают сорокоуст за здравие матери и врача.

Ислам

мечеть
Как относится ислам к новшествам в сфере репродукции? Мусульмане признают, что вся жизнь и смерть происходит по воле Аллаха а стремиться побороть бесплодие и зачать ребенка не считается бунтом против его воли. Коран говорит нам о молитвах Авраама и Захарии, которые молились Аллаху, чтобы дать им потомство. В настоящее время многие пары обращаются в клиники для проведения вспомогательных репродуктивных процедур, если они не в состоянии зачать детей.
В 1980 году были выпущены из знаменитого университета Аль-Азхар авторитетные фетвы, которые разрешили искусственное оплодотворение, но с условиями:

  • cупругам только по медицинским показаниям и после проведенного лечения;
  • персонал для женских процедур (пункция, перенос) должен состоять только из женщин;
  • мастурбация для получения спермы мужчины не допустима, поэтому сперму получают после близости мужчины с женой без проникновения;
  • запрещена криоконсервация лишних эмбрионов;
  • cуррогатное материнство под запретом;
  • донорство не приемлемо, разрешен только генетический материал двух родителей.

С конца 1990-х годов в мусульманском мире произошел раскол. Мнение по поводу применения донорства или суррогатного материнства между суннитами и мусульманами-шиитами разделились. Сунниты против использования третьей стороны, а шииты разрешают.
Религия является одним из самых мощных факторов, формирующих мнения широкой общественности, поэтому если ислам запретит или одобрит любую процедуру, мусульмане спокойно это воспримут. Не стоит забывать, что если христиане не сильно прислушиваются к законам церкви, то в мусульманском мире все не так. Это значит, что если ислам запретит что-то, то мусульманин не пойдёт наперекор мечети.

Иудейство

В еврейских учениях разрешено экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) с использованием спермы отца и яйцеклетки матери, но это требует раввинского надзора или соответствия еврейским законом. При рассмотрении вопроса о донорских яйцеклетках или спермы возникли дебаты по поводу принадлежности ребенка. Вопрос подняли ортодоксальные раввины, который опираются на учение о материнской линии. Чтобы избежать недоразумений, в Израиле был принят новый закон, на основании которого ребенок, родившийся через ЭКО, будет считаться законным ребенком матери, а не той женщины, которая предоставила донорскую яйцеклетку.
Как мы видим, евреи, как развитый народ, лояльно относятся к новшествам в репродуктивных технологиях.

Об эко и связи с церковью можно писать бесконечно, просто не стоит забывать, что по большей части попы и епископы очень далеки от мирской жизни. К примеру, патриарх Кирилл (Московский) согласно церковным учениям должен постоянно находиться в посту и молитвах, а не иметь личный самолет. Если процедура принесла радость семейной паре, то стоит просто искренне поблагодарить за это Бога или Аллаха, а не слушать обычных людей, которые просто решили, что они ближе к небу.

Видео: В каком случае ЭКО не является грехом? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)

Ссылка на основную публикацию